Спасибо Первому каналу. Вечером женского праздника я с опозданием на кучу лет приобщилась к шедевру мирового кинематографа -
фильму Джеймса Кэмерона "Титаник". Признаюсь, я даже увлеклась происходящим на экране (для такого неисправимого циника, как я - это уже что-то!).
И где-то в глубине меня не переставал грызть противный внутренний голосок: "11 Оскаров, лучшая картина столетия, сногсшибательный успех...
Что же в этом фильме такого нового, такого особенного?" Что я могу ответить? Нового - пожалуй, ничего. Особенного - только одно.
Это не халтурка средненького голливудского режиссеришки. Это не замысловатый опус автора "не для всех".
"Титаник" - хорошо продуманное и отлично снятое кино. Кино человека, заболевшего темой почти мистического и столь символического крушения
самого огромного и самого безопасного судна.
Сюжет
Сюжет отличный и - беспроигрышный! До Кэмерона о Титанике было уже снято 11 фильмов, не считая сериалов и разных документальных лент.
В половине из них центральное место сюжета занимает история счастливой и обреченной любви.
Кэмерон просто довел эту историю до совершенной безнадежности. И еще - он непостижимым образом уловил нашу тоску по тем самым настоящим
чувствам, которые неподвластны логике и непостижимы разумом, тоску по прекрасному, открытому чувству любви.
Честный и добрый мальчишка - разве не в него влюблялись сотни тысяч девонок во всем мире? Не в Ди Каприо. В образ, давно утерянный современным
кинематографом. Бескорыстие, открытость, прямота, искренность - разве в моде эти качества у современных героев страшилок? Не тупое размахивание
кулаками направо-налево, не завоевание девушки упорством и нахрапом, не вульгарность и мракобесие. Просто готовность прыгнуть за тобой в ледяную
бездну Атлантики. Без лишних слов, без выторговывания благодарности, без истерики. Где они, такие мальчишки?
А где девчонки?Циничные красавицы, почитывающие модные журнальчики с неизменными историями о секретаршах и боссах
(или горничных и домовладельцах) - способны ли они выпрыгнуть из спасительной шлюпки по зову сердца, по зову любви?
Пересказывать перепетии драмы мне не хочется. Они встретились на Титанике, влюбились, были счастливы, он погиб, она спаслась - и ради его памяти прожила
долгую счастливую жизнь. Были еще владелец судна и его капитан, музыканты оркестра и пассажиры третьего класса, и многие, многие другие...
Замечу, что многие сцены и действия показались мне избыточными. Беготня туда-сюда по лестницам, разборки с женихом Розы, выламывание решеток то там,
то тут. Излишнее нагнетание напряженности в итоге приводит к обратному эффекту. Наоборот, многозначительное молчание Розы-старушки, длинные паузы
"она смотрит на него, он смотрит на нее" создают длинноты. После окончания фильма в голове остается некоторый сумбур от резких перепадов в
динамике развития событий.
Но, странным образом, в итоге фильм оказывается - не о любви Розы и Джека - о могучем и погибшем "Титанике".
Размах съемок
Некоторые кадры впечатляют. Особенно вся подводная одиссея. А вот макет в натуральную величину все равно остался в чем-то макетом.
(Кстати, макеты-то были от желания сэкономить на дорогих компьютерных моделях - чтобы на погружения бюджета хватило, хотя бюджет, как известно,
был совсем не маленьким...)
Несмотря на все усилия, большинство сцен собственно крушения корабля все равно кажутся ирреальными, придуманными. Некоторое количество ляпов
только усиливает это впечатление.
Интересно, а ради следующего фильма на эту же тему построят по старым чертежам и утопят действующую модель Титаника?
Актерские работы
Ди Каприо хорош. Просто сам по себе хорош.
И пусть кто-нибудь из маститых критиков объяснит мне, дурочке, почему обязательно обзывать его
секс-символом? В моем понимании секс-символ - это когда у знойных дамочек за тридцать при виде мужчины начинает
сладко сводить известные мышцы внизу живота. Для меня Ди Каприо олицетворяет не сексуальное желание как таковое,
а сексуальное желание как продолжение и воплощение возвышенного романтического чувства любви.
Он не просто любовник, а любимый или возлюбленный. (Разницу чувствуете? Нет? Значит, вам оно и не надо.)
Самое забавное, что с моей точки зрения, Ди Каприо актер неважнецкий. То есть в "Титанике" он все тот же Ромео, пусть и променявший Джульетту на Розу.
(Интересно, что, судя по предварительным сведениям, и Авиатор из него такой же.)
Кейт Уинслет все же немного проиграла в выразительности своему партнеру. Может быть не как актриса.
Просто она оказалась чуть менее хороша. Мужчины-герои в экстремальных обстоятельствах на экране могут выглядеть по любому -
в грязных и рваных одеждах, в крови и поту, мокрые и обгоревшие - их страшный вид только добавит убедительности
впечатлению мужественности и силы. С женщинами-героинями все немного сложнее - излишний натурализм часто совершенно
лишает их образы необходимой ауры загадочности и красоты.
Команда и пассажиры корабля в целом были теми, кем и положено, то есть командой и пассажирами. Кто-то плакал. Кто-то был суров и мужественен.
Наши представления о катастрофе дополнили недостающие звенья драматизмом. Возможно, именно эта ровная игра всех создавала ощущение
цельности всего происходящего. Отдельные сцены дополняли одна другую, не конкурируя за внимание зрителя, а подталкивая его к неизбежному финалу.
Точность в деталях
Между прочим, хотя повсеместно подчеркивалась эта пресловутая точность в деталях, в картине там и сям
рассыпаны нелепицы - картины и музыка, которые будут написаны через десятилетия после катастрофы,
монеты с изображением будущих президентов, полуавтоматическое оружие будущего и т.д.
Читая длинный список таких "ляпов" на одном из сайтов, я поймала себя на мысли, что это вовсе не
ляпы, а скорее искусно рассыпанные ребусы для внимательных фанатов и знатоков истории.
Продолжение следует?
Удивительно, но заставив весь мир переживать вновь катастрофу "Титаника", Джеймс Кэмерон от своей одержимости
этой темой не излечился. Его документальный проект "Призраки бездны" (Ghosts of the Abyss) - для меня стал куда более интересным и захватвающим,
чем сам "Титаник", хотя я и видела его только в двухмерном варианте.
Специальные 3D камеры, глубоководное оборудование, фантастичские переходы от вида развалин к документальным кадрам и компьютерным моделям -
все это представляет "Титаник" в таких деталях, которые ранее были никому не доступны. Сам Кэмерон признал, что новые исследования позволили ему
убедиться, что он допустил много ошибок, воссоздавая образ "Титаника" для своего знаменитого фильма.
Резюме
В заключение, не могу не заметить, что, как и другие фильмы Кэмерона, "Титаник" вышел за рамки просто хорошего кино.
Истерия и всплеск ажиотажа вокруг затонувшего лайнера способствовали во-первых, продвижению
активных научных глубоководных исследований как собственно "Титаника", так и других кораблей.
Во-вторых, во всем мире множество умов так и эдак перетряхнули и всесторонне обмыслили проблемы
"Почему?" и "Что можно и нужно было делать?" Изучалась сталь, конструкции судна, проблемы коммуникации,
поведения людей - диссертаций, я думаю, не счесть. Возможно, это поможет уцелеть другим потренциальным титаникам.
Наконец, в Галифаксе (Канада) нашлись деньги на опознание с помощью ДНК-исследования погибшего
на "Титанике" годовалого малыша, похороненного под плитой "Неизвестный ребенок".
(Выяснилось, что опознать его в 1912-м было просто некому - его мать и братья также погибли в катастрофе).
Разумеется, все разумное и доброе не обходится без корыстного и мелочного.
Не в последнюю очередь благодаря фильму взлетели цены на раритеты с "Титаника",
что повлекло за собой активное разграбление останков - первооткрыватель местонахождения корабля
Баллард вернулся из очередной экспедиции шокированным - огромное количество сохранившихся
предметов и деталей исчезло бесследно. По его оценке на поверхность поднято 9-10 тысяч(!) артефактов.
(Так что красивый жест старушки Розы с выкидыванием алмазного сердечка кажется уже
не столь надежным в смысле действительно вечного упокоения драгоценности).
И все же, все же... В наших умах Титаник все еще плывет по Атлантике навстречу неизбежной гибели.
Один из манящих и трагических символов смены эпох. Мистический призрак и вполне осязаемый труп корабля
на дне океана, путешествие к которому предлагается туроператорами всего-то за 35 тысяч долларов...