Город солнца  
  История Культура и искусство                    Кузнецовы Захаровы  
  Наука и техника Общество Путешествия  

Титаник (Titanic)

Т. Селянинова
Опубликовано 04.04.2005

Спасибо Первому каналу. Вечером женского праздника я с опозданием на кучу лет приобщилась к шедевру мирового кинематографа - фильму Джеймса Кэмерона "Титаник". Признаюсь, я даже увлеклась происходящим на экране (для такого неисправимого циника, как я - это уже что-то!). И где-то в глубине меня не переставал грызть противный внутренний голосок: "11 Оскаров, лучшая картина столетия, сногсшибательный успех... Что же в этом фильме такого нового, такого особенного?" Что я могу ответить? Нового - пожалуй, ничего. Особенного - только одно. Это не халтурка средненького голливудского режиссеришки. Это не замысловатый опус автора "не для всех". "Титаник" - хорошо продуманное и отлично снятое кино. Кино человека, заболевшего темой почти мистического и столь символического крушения самого огромного и самого безопасного судна.

Сюжет

Geliopolis.ru - Кино - Титаник Сюжет отличный и - беспроигрышный! До Кэмерона о Титанике было уже снято 11 фильмов, не считая сериалов и разных документальных лент. В половине из них центральное место сюжета занимает история счастливой и обреченной любви.
Кэмерон просто довел эту историю до совершенной безнадежности. И еще - он непостижимым образом уловил нашу тоску по тем самым настоящим чувствам, которые неподвластны логике и непостижимы разумом, тоску по прекрасному, открытому чувству любви.

Честный и добрый мальчишка - разве не в него влюблялись сотни тысяч девонок во всем мире? Не в Ди Каприо. В образ, давно утерянный современным кинематографом. Бескорыстие, открытость, прямота, искренность - разве в моде эти качества у современных героев страшилок? Не тупое размахивание кулаками направо-налево, не завоевание девушки упорством и нахрапом, не вульгарность и мракобесие. Просто готовность прыгнуть за тобой в ледяную бездну Атлантики. Без лишних слов, без выторговывания благодарности, без истерики. Где они, такие мальчишки?
А где девчонки?Циничные красавицы, почитывающие модные журнальчики с неизменными историями о секретаршах и боссах (или горничных и домовладельцах) - способны ли они выпрыгнуть из спасительной шлюпки по зову сердца, по зову любви?

Пересказывать перепетии драмы мне не хочется. Они встретились на Титанике, влюбились, были счастливы, он погиб, она спаслась - и ради его памяти прожила долгую счастливую жизнь. Были еще владелец судна и его капитан, музыканты оркестра и пассажиры третьего класса, и многие, многие другие...

Замечу, что многие сцены и действия показались мне избыточными. Беготня туда-сюда по лестницам, разборки с женихом Розы, выламывание решеток то там, то тут. Излишнее нагнетание напряженности в итоге приводит к обратному эффекту. Наоборот, многозначительное молчание Розы-старушки, длинные паузы "она смотрит на него, он смотрит на нее" создают длинноты. После окончания фильма в голове остается некоторый сумбур от резких перепадов в динамике развития событий.

Но, странным образом, в итоге фильм оказывается - не о любви Розы и Джека - о могучем и погибшем "Титанике".

Размах съемок

Некоторые кадры впечатляют. Особенно вся подводная одиссея. А вот макет в натуральную величину все равно остался в чем-то макетом. (Кстати, макеты-то были от желания сэкономить на дорогих компьютерных моделях - чтобы на погружения бюджета хватило, хотя бюджет, как известно, был совсем не маленьким...)

Geliopolis.ru - Кино - Титаник - строительство модели корабля для съемок фильма

Несмотря на все усилия, большинство сцен собственно крушения корабля все равно кажутся ирреальными, придуманными. Некоторое количество ляпов только усиливает это впечатление.
Интересно, а ради следующего фильма на эту же тему построят по старым чертежам и утопят действующую модель Титаника?

Актерские работы

Geliopolis.ru - Кино - Титаник Ди Каприо хорош. Просто сам по себе хорош.
И пусть кто-нибудь из маститых критиков объяснит мне, дурочке, почему обязательно обзывать его секс-символом? В моем понимании секс-символ - это когда у знойных дамочек за тридцать при виде мужчины начинает сладко сводить известные мышцы внизу живота. Для меня Ди Каприо олицетворяет не сексуальное желание как таковое, а сексуальное желание как продолжение и воплощение возвышенного романтического чувства любви. Он не просто любовник, а любимый или возлюбленный. (Разницу чувствуете? Нет? Значит, вам оно и не надо.)
Самое забавное, что с моей точки зрения, Ди Каприо актер неважнецкий. То есть в "Титанике" он все тот же Ромео, пусть и променявший Джульетту на Розу. (Интересно, что, судя по предварительным сведениям, и Авиатор из него такой же.)

Кейт Уинслет все же немного проиграла в выразительности своему партнеру. Может быть не как актриса. Просто она оказалась чуть менее хороша. Мужчины-герои в экстремальных обстоятельствах на экране могут выглядеть по любому - в грязных и рваных одеждах, в крови и поту, мокрые и обгоревшие - их страшный вид только добавит убедительности впечатлению мужественности и силы. С женщинами-героинями все немного сложнее - излишний натурализм часто совершенно лишает их образы необходимой ауры загадочности и красоты.

Команда и пассажиры корабля в целом были теми, кем и положено, то есть командой и пассажирами. Кто-то плакал. Кто-то был суров и мужественен. Наши представления о катастрофе дополнили недостающие звенья драматизмом. Возможно, именно эта ровная игра всех создавала ощущение цельности всего происходящего. Отдельные сцены дополняли одна другую, не конкурируя за внимание зрителя, а подталкивая его к неизбежному финалу.

Точность в деталях

Между прочим, хотя повсеместно подчеркивалась эта пресловутая точность в деталях, в картине там и сям рассыпаны нелепицы - картины и музыка, которые будут написаны через десятилетия после катастрофы, монеты с изображением будущих президентов, полуавтоматическое оружие будущего и т.д. Читая длинный список таких "ляпов" на одном из сайтов, я поймала себя на мысли, что это вовсе не ляпы, а скорее искусно рассыпанные ребусы для внимательных фанатов и знатоков истории.

Продолжение следует?

Geliopolis.ru - Кино - Титаник Удивительно, но заставив весь мир переживать вновь катастрофу "Титаника", Джеймс Кэмерон от своей одержимости этой темой не излечился. Его документальный проект "Призраки бездны" (Ghosts of the Abyss) - для меня стал куда более интересным и захватвающим, чем сам "Титаник", хотя я и видела его только в двухмерном варианте.
Специальные 3D камеры, глубоководное оборудование, фантастичские переходы от вида развалин к документальным кадрам и компьютерным моделям - все это представляет "Титаник" в таких деталях, которые ранее были никому не доступны. Сам Кэмерон признал, что новые исследования позволили ему убедиться, что он допустил много ошибок, воссоздавая образ "Титаника" для своего знаменитого фильма.

Резюме

В заключение, не могу не заметить, что, как и другие фильмы Кэмерона, "Титаник" вышел за рамки просто хорошего кино. Истерия и всплеск ажиотажа вокруг затонувшего лайнера способствовали во-первых, продвижению активных научных глубоководных исследований как собственно "Титаника", так и других кораблей.
Во-вторых, во всем мире множество умов так и эдак перетряхнули и всесторонне обмыслили проблемы "Почему?" и "Что можно и нужно было делать?" Изучалась сталь, конструкции судна, проблемы коммуникации, поведения людей - диссертаций, я думаю, не счесть. Возможно, это поможет уцелеть другим потренциальным титаникам.
Наконец, в Галифаксе (Канада) нашлись деньги на опознание с помощью ДНК-исследования погибшего на "Титанике" годовалого малыша, похороненного под плитой "Неизвестный ребенок". (Выяснилось, что опознать его в 1912-м было просто некому - его мать и братья также погибли в катастрофе).

Разумеется, все разумное и доброе не обходится без корыстного и мелочного. Не в последнюю очередь благодаря фильму взлетели цены на раритеты с "Титаника", что повлекло за собой активное разграбление останков - первооткрыватель местонахождения корабля Баллард вернулся из очередной экспедиции шокированным - огромное количество сохранившихся предметов и деталей исчезло бесследно. По его оценке на поверхность поднято 9-10 тысяч(!) артефактов. (Так что красивый жест старушки Розы с выкидыванием алмазного сердечка кажется уже не столь надежным в смысле действительно вечного упокоения драгоценности).

И все же, все же... В наших умах Титаник все еще плывет по Атлантике навстречу неизбежной гибели. Один из манящих и трагических символов смены эпох. Мистический призрак и вполне осязаемый труп корабля на дне океана, путешествие к которому предлагается туроператорами всего-то за 35 тысяч долларов...

Картинки корабля позимстовованы с http://home.tula.net/titanic/ - самого интересного сайта о гибели "Титаника"



Следующая страница: Послезавтра

    • Главная   • Архив   • Титаник  

Кузнецовский фарфор Дулёвский фарфор
Захаровы

История Культура Наука и техника Общество Путешествия
Архив Гарри Поттер и Принц-Полукровка.Н.Перумов. Летописи Разлома. Хранитель мечейЛОСТ. Что ждет нас в шестом сезоне.В погоне за «Летучим Голландцем» или опять «Черная Жемчужина» Мачеха (La Madrastra) - один мексиканский сериал.Царство небесноеТитаникПослезавтраЗнайте, что Вы слишком много смотрели Вавилон 5, если…Что можно узнать, посмотрев американское кино

  История Культура и искусство Наука и техника Общество  
  Интервью Татьяны Латуковой Терракотовая армия Русская игрушка 
  Путешествия Европа Азия Америка Африка Австралия  
 
© Geliopolis.ru, 2005-2022. Фонд «Город Солнца»
История, культура, наука, общество. Коллекции, документы, артефакты.
Путешествия, исследования, эксперименты, открытия.

О проекте
Контакты
Карта сайта