Город солнца  
  История Культура и искусство                    Кузнецовы Захаровы  
  Наука и техника Общество Путешествия  

Путешествия. Испания. Гранада. Альгамбра.

Tатьяна Захарова
Опубликовано 25.01.2005

Наверное, нет ничего более увлекательного (во всяком случае для меня), чем путешествия по миру. Увидеть своими глазами памятники истории, остатки цивилизаций или просто необъятную красоту природы – это вобрать в себя время, ощущения, которые станут твоим достоянием и навсегда вычеркнут из словаря фразу: «жизнь скучна и однообразна».

Резиденция мавританской династии Насридов.

Geliopolis.ru - Путешествия - Альгамбра За многие века Гранада изменила свой облик, город потерял свои могучие стены, имевшие, как говорят, тысячу сто башен. Его минареты теперь перестроены, а мечети разрушены. Улицы, за исключением Калье-Закатын (Улица золотых дел мастеров), давно носят испанские названия. Но до сих пор на холме высится окруженная высокой красной стеной цитадель Гранады - Альгамбра («Красный замок»), выстроенная из красновато-розового кирпича, с которым ассоциируется множество поэтических легенд о любви, воинах и рыцарстве. Воображение готово рисовать невероятные истории, когда ты видишь величественную красоту «Красного города», вдыхаешь аромат садов Хенералифе. Неспешно обходя бесконечные дворики, мне хотелось остаться здесь навсегда – вдыхать аромат мирта и слушать сказки «Тысячи и одной ночи».

Geliopolis.ru - Путешествия - Альгамбра Честь основания Альгамбры, как новой правительственной резиденции мавританской династии Насридов, принадлежит ее первому эмиру Аль-Ахмару. На самом высоком Красном холме Гранады, где еще с IX века существовала древняя римская крепость, он начал в 1239 году возводить новый замок. Однако дошедшие до нашего времени дворцовые и административные здания Альгамбры относятся к XIV веку, когда в Гранаде правили просвещенные государи - Иусуф I и его сын Мухаммед I. Во многом благодаря именно Мухаммеду I Альгамбра и сохранилась до сих пор: он совершенствовал искусства, которые принесли славу его империи. Мухаммед I общался с архитекторами, художниками и рабочими; он много времени проводил в садах, где сам сажал деревья, редкие растения, прекрасные кусты и самые красивые цветы. И крепкие стены Альгамбры не выдали никому сокровища мавританского искусства, которые они укрывали. Даже испанские короли пришли в такое восхищение, что не тронули эти постройки.

Дворец Комарес. Миртовый дворик. Зал послов

Geliopolis.ru - Путешествия - Альгамбра Парадной резиденцией в Альгамбре был дворец Комарес, а композиционным центром его служил знаменитый теперь на весь мир Миртовый дворик. Название это было принято только в XVII веке, и произошло оно от прямоугольного водоема, который занимает большую часть двора и обсажен по своим длинным сторонам подстриженными миртовыми деревьями. Отражая в своем зыбком преломлении золотисто-розовую башню Комарес (высота ее 45 метров), возвышающуюся на северной стороне дворика, и голубое небо, водоем расширяет пространство и создает ощущение простора.

В башне Комарес все пространство занимает великолепный квадратный Тронный зал (или "Зал послов"), в котором прямо против входа находился трон правителей Гранады. "Зал послов" был возведен в XIV веке и является самым обширным в Альгамбре.

Толщина стен "Зала послов" достигает трех метров, поэтому каждое из окон образует самостоятельное, богато украшенное помещение - типа лоджии. Окна-лоджии придают парадному залу Альгамбры поэтическую интимность, из них гранадские правители наблюдали картины мирной жизни и чудесную природу Гранады.

Geliopolis.ru - Путешествия - Альгамбра Свет падает через замысловатую резьбу окон на сверкающие стены, освещая весь зал пронизывающим мерцающим сиянием. Мягкий свет идет не только из нижних окон, но и из 20 верхних, забранных решетками. Выше тени сгущаются, но даже они не могут скрыть вдохновенное создание арабских мастеров - знаменитый наборный потолок из кедрового дерева. Потолок окаймлен сталактитовым фризом и состоит из трех сужающихся кверху наклонных плоскостей, в центре завершающихся маленьким сталактитовым куполом.

“Зал послов” является не только самым обширным, но и самым историческим залом Альгамбры. Правда, некоторые историки не до конца уверены, что именно в нем происходили некоторые действительные события. Например, предания утверждают, что в этом зале королева Изабелла принимала Христофора Колумба и в этом же зале султан Боабдиль сдал Гранаду католическим королям Испании.

По контрасту с открытым и освещенным пространством Миртового дворика затененный арочный проход к башне Комарес влечет к себе таинственной, прохладной полутьмой. Входу в башню предшествует вытянутый в длину, узкий "Зал ла Барка" - "Зал Лодки". Некоторые исследователи объясняют это название сходством росписи потолка зала с килем корабля. Однако испанский писатель Карлос Паскуаль возводит этимологию слова "барка" к арабскому "барака" - "благословение, благодать", и это кажется наиболее правдоподобным.

Львиный дворик.

Geliopolis.ru - Путешествия - Альгамбра К дворцу Комарес тесно примыкает Львиный дворик, представляющий собой тип дворцового здания-сада. Здесь протекала частная жизнь гранадских султанов, и это обстоятельство придавало ему более камерный, интимный характер.

Здание дворца-сада целиком относится ко второй половине XIV века. В центре небольшого открытого дворика располагается фонтан, окруженный фигурами 12 львов, которые позднее и дали название всему двору. Львы изваяны из какого-то особенного полудрагоценного мрамора и расставлены, как лучи звезды.

Эти архаичные изваяния были принесены сюда из старого дворца в Альбайсине. Число львов не случайно. Согласно легенде, 12 львов поддерживали трон царя Соломона. Об этом султану Мухаммеду аль-Гани рассказал его визирь ибн-Нагрелла, еврей по происхождению. Он же и посоветовал султану украсить фонтан фигурами львов. Дотошные исследователи относят и эту историю к легендам, так как львы у фонтана появились якобы только в XVI веке - уже после падения Гранады.

Но как бы там ни спорили историки и искусствоведы, в одном они сходятся: в Львином дворике живет сама тишина, нарушаемая только журчанием водяных струй, к узорам которых добавляются узоры орнамента.

Вода, которая в изобилии поступала с горных склонов Сьерра-Невады, наполняла ручьи, сады, фонтаны Альгамбры и была той земной стихией, которую больше всего ценили мавры. Для арабских зданий фонтаны, ручьи и водопады являются не менее характерными, чем колонны для греческих. Не случайно на фонтане в Львином дворике сохранилась надпись: "Смотри на воду и смотри на водоем, и ты не сможешь решить, спокойна ли вода или струится мрамор".

Мраморная чаша фонтана украшена и другими выдержками из поэм ибн-Зумрука, например, такой: "Это - сад, в нем постройки так прекрасны, что богом не разрешена существовать другая красота, могущая с ними сравниться".

На западной стороне Львиного дворика располагается "Зал сталактитов", названный так из-за кружевного убранства своего потолка. К сожалению, потолок этот погиб в конце XVI века во время пожара и в 1614 году он был заменен эллипсовидным покрытием.

Geliopolis.ru - Путешествия - Альгамбра На северной стороне Львиного дворика располагается обширный "Зал двух сестер". В нем томились две сестры-христианки, умершие от тоски по разлученным с ними возлюбленным. Этот квадратный зал принадлежит к числу самых совершенных зданий Альгамбры. Он отличается великолепным орнаментальным убранством, в котором арабские мастера искусно обыграли холодный блеск изразцов, теплоту и благородство дерева и пластичность матового стука.

"Зал двух сестер" обещает много утешений для глаз посетителя, любой мечтатель найдет в его украшении новые для себя фантазии. Лепные украшения этого зала, напоминающие сталактиты, одержали победу над временем и достигают здесь своего совершенства: ни один изразец не похож на другой в этих резных сотах... Присутствие красоты в "Зале двух сестер" чувствуется так сильно, будто она поселилась здесь только вчера.

Напротив этого зала расположился "Зал Абенсерхав", куда входишь с невольным трепетом. В 1482 году, как опять же гласит легенда, здесь произошли кровавые убийства. Чтобы освободить своему сыну Боабдилю путь к трону, его отец вызвал в Альгамбру еще 36 претендентов. Их встречал в этом зале поджидавший уже палач и всем перерезал горло. Рассказывают, что даже и сейчас, спустя более пяти веков, здесь иногда можно увидеть кровавые пятна.

Радость детей, неувядающий сад.

Geliopolis.ru - Путешествия - Альгамбра "Радостью детей, неувядающим садом цветов и фруктов", "истинным раем Магомета" называли Гранаду и Альгамбру мавританские поэты. Образ рая у мусульман красочен и роскошен и, в отличие от христианского, пронизан всеми радостями бытия. Он представляет собой чудесный сад, в котором текут несущие прохладу реки и царят земные наслаждения.

Каждая арка Альгамбры заключена в узорную раму, в орнамент которой вплетена вязь арабских букв. "Нет бога, кроме Аллаха, и Мухаммед - посланник его", - эта фраза повторяется несчетное число раз.

Рассказывают, что, когда кастильская и арагонская христианские армии подошли к Альгамбре в 1492 году, султан Боабдиль спрятался в тайном месте за пределами Альгамбры, чтобы не видеть, как над мавританским дворцом взовьется христианский флаг. А мать сказала ему: "Ты оплакиваешь, как женщина, то, что не мог защитить, как мужчина". Боабдиль покинул дворец помчался со своими придворными к югу. Говорят, что на горном перевале, откуда еще была видна Альгамбра, последний правитель династии Насридов, заливаясь слезами, прощался с утерянным раем. Это место до сих пор называют «Стенания мавра».

Христианский правитель Фердинанд Великолепный в 1515 году отдал специальный приказ о сохранении Альгамбры - "столь исключительного и великолепного сооружения". Сейчас на территории Альгамбры находится королевский дворец, который был возведен одним из следующих испанских королей. Архитектор Педро Мачука занимался тогда реставрацией Альгамбры и следил за ее садами. Но он был еще и учеником великого Микеланджело и потому, выполняя повеление короля, замыслил построить величественное здание в стиле Ренессанса. Дворец испанского короля с его пилястрами и барельефами совершенно не похож на воздушную архитектуру Альгамбры. Он представляет собой другую эпоху, другие вкусы, совсем иную систему эстетических и нравственных ценностей и потому выглядит несколько чужеродно среди зданий мавританского ансамбля. Американский писатель В. Ирвинг даже сравнивал его "с высокомерным и непрошеным гостем"



Советы путешественникам: Если вы выбираете тур – классическая Испания, необходимо помнить, что идеальных путешествий с идеальными бытовыми условиями не бывает, несмотря на заверения туроператоров, которые обещают вам разместить в отели не менее ***. Исключения составляют, конечно, туры по индивидуальной программе. В обычном случае, возможно все: усталость от долгих переездов по стране в автобусе, еда в дорожных ресторанчиках и даже ночевка в номере без кондиционера с окнами, выходящими на шумную улицу. Но это редкий случай, все же операторы стараются. Главное помнить, ради чего вы решились поехать в путешествие.

Лучший сезон для отдыха: Лето в Гранаде очень жаркое, лучше выбирать для посещения другие сезоны. Обязательно возьмите какие-нибудь накидки – для защиты от солнца.

Средства сообщения: Гранада лежит на шоссе Е902/№401. Аэропорт (внутренние линии).

Литература:
Сокровища человечества. Памятники истории, культуры и природные заповедники под охраной ЮНЕСКО / БММ АО, Москва, 1997г.



Следующая страница: Франция. Пари, Пари, мон амур, мон аман…

    • Главная   • Географическое - путеводитель по миру   • Знаменитые достопримечательности Европы   • Путешествие по Испании. Гранада.  

Кузнецовский фарфор Дулёвский фарфор
Захаровы

История Культура Наука и техника Общество Путешествия Знаменитые достопримечательности ЕвропыСамые известные достопримечательности АзииЧудеса АфрикиДостопримечательности двух АмерикВолшебный мир Австралии

  История Культура и искусство Наука и техника Общество  
  Русская игрушка Иордания. Шобак Старая икона 
  Путешествия Европа Азия Америка Африка Австралия  
 
© Geliopolis.ru, 2005-2022. Фонд «Город Солнца»
История, культура, наука, общество. Коллекции, документы, артефакты.
Путешествия, исследования, эксперименты, открытия.

О проекте
Контакты
Карта сайта