Город солнца  
  История Культура и искусство                    Кузнецовы Захаровы  
  Наука и техника Общество Путешествия  

Поставщик двора его императорского величества

По богатству ассортимента кузнецовским фабрикам не было равных, но Матвей Сидорович Кузнецов открыто заявлял, что «конкурировать нам, русским заводчикам, с засильем иностранного товара у себя же в России нет возможности... и нужны охранительные меры со стороны государства для защиты русской промышленности».

Неутомимый Ануфриев добился ходатайствами и переговорами в «верхах» повышения пошлин на ввозимый в Россию фарфор — на 20 — 25%. Такие протекционистские условия продолжались с 1880 до 1893 года. Это были 13 лет, приведшие кузнецовский фарфор, фаянс, майолику к полному триумфу на российском рынке! (С отменой их в 1893 году снова хлынул на рынок заграничный, в основном, английский, фарфор, но массовый покупатель остался верен Кузнецову.)

О вкладе Петра Ивановича Ануфриева в бизнес Кузнецова сохранилась такая оценка в отчёте фирмы: «при его непосредственном участии и ближайшем сотрудничестве расширены фабричные и торговые обороты фирмы. Улучшен быт служащих, мастеровых и рабочих людей, увеличилась заработная плата... и вообще сделано всё возможное... для благоустройства фабрик».

Под туманным выражением «всё возможное» скрывается и весьма отчаянный (понятно, что от стесненных финансовых дел и срочной необходимости улучшать производство и быт рабочих) способ — поджоги застрахованных деревянных зданий. Дулёвские старожилы со смехом рассказывали, как бдительный сторож геройски потушил пожар, обгорел даже. Но управляющий уволил его со словами: «Не суй свой нос, куда не просят. Знать, судьба была сгореть». А на вскоре полученную страховку был возведён кирпичный корпус казармы.

С лихвой окупаются и затраты на введение новшеств. Не успела французская фирма «Фор» выпустить автоматы для формовки чашек с толстыми стенками (для трактиров-ресторанов и покупателей со средним достатком), как Кузнецов закупает их для своих заводов. И тяжкий труд точильщиков, которых фарфоровая пыль доводила до чахотки, уходит в прошлое.

Придумали на Западе многоцветные переводные картинки — «декалько». знай, наклеивай их на изделия да в печь на обжиг ставь. А это, невиданный переворот в производстве! Раньше орнамент живописец неделю рисовал, а «портреты»-лица на вазах или блюдах — и того больше. Теперь переводчица сделает это за минуты. В моду входят веселящие душу надписи на чашках-бокалах. На небольших в 250 мг — просто приглашение: «Пей чай!». На пол-литровых — прельщает: «Пей другую!». На литровых, из которых брагу и вино пить можно, напоминают слова Петра Великого: «Довольно одной!»

Но от искусных рук живописцев Кузнецов не отказался. Заграничные «картинки» — букеты цветов, гуляющие дамы-господа, пастушки со свирельками — после обжига теряли в яркости, столь любезной сердцу российского покупателя. Живописцы после обжига докрашивают «декалько», возвращают яркость. А вскоре налаживают производство своих «деколек» (так стали они называться мастерами) с сюжетами на российские темы. Придумывают их более 900! Аэрографом тонируют изделие по надглазурной росписи. А понимающие покупатели продолжают ценить фарфор-фаянс ручной работы. Кто-то заказывает сервиз на 24, а то и на 60 персон в традиционном русском стиле. Кто-то чайник из майолики в виде многоцветного петуха, который при наливании чая в чашки... кукарекает! Другой — фарфоровые подсвечники со звенящими колокольцами или маслёнку фаянсовую — рыба-кит с деревенькой на спине и скачущим на Коньке-Горбунке Иваном.

И православная церковь заказами старообрядца, председателя Совета общины Рогожского кладбища в Москве, но — члена совета детских приютов, общества попечения о раненых и больных воинах, устроителя бесплатных столовых в Москве для бедных. Церковные заказы особые — фарфоровые подсвечники, роскошные киоты и целые красочные иконостасы. Тридцать восемь (!) фарфоровых иконостасов украшали храмы России. Один куплен на Всемирной выставке в Париже 1900 года для православной церкви в чешском городе Марианские Лазни.

В конце 80-х годов Матвей Кузнецов не только демонстрирует с огромным успехом свои жизнерадостные изделия на Петербургской художественно-промышленной выставке, но и безвозмездно украшает фарфором императорский павильон.

Промышленник был представлен императору Александру III и преподнёс императрице Марии Фёдоровне чудо какой чайный сервиз, выполненный в русской народной традиции. Через год «за полезную деятельность для Отечества» награждён орденом Св. Станислава III степени. В 1887 году — Св. Анны III степени. А за блистательные успехи на Парижских всемирных выставках 1889 и 1890 годов правительство Франции удостоило русского купца Кузнецова орденом Почётного легиона. Но самая большая честь для русского предпринимателя — получить звание «Поставщика двора его императорского величества». Матвей Кузнецов в 1892 году его получил.


Жукова Л.Н., Жукова О.Г.
Из книги «Русское купечество. Гении дела и творцы истории». М., Вече, 2014




Следующая страница: Фарфоровая империя Матвея Кузнецова

    • Главная   • Кузнецовский фарфор   • Поставщик двора его императорского величества  

Кузнецовский фарфор Дулёвский фарфор
Захаровы

История Культура Наука и техника Общество Путешествия

  История Культура и искусство Наука и техника Общество  
  Русская игрушка Иордания. Шобак Старая икона 
  Путешествия Европа Азия Америка Африка Австралия  
 
© Geliopolis.ru, 2005-2022. Фонд «Город Солнца»
История, культура, наука, общество. Коллекции, документы, артефакты.
Путешествия, исследования, эксперименты, открытия.

О проекте
Контакты
Карта сайта