Город солнца  
  История Культура и искусство                    Кузнецовы Захаровы  
  Наука и техника Общество Путешествия  

Двадцатый век. Взлёты и падения фарфорового дела

Восемь заводов объединяет к концу XIX века «Товарищество производства фарфоровых и фаянсовых изделий М.С. Кузнецова». Продукция их до 80% удовлетворяет спрос населения России.

Цеха кузнецовских заводов освещены электричеством, в конторах простой люд удивляется телеграфу и телефону, а само производство максимально (по тем временам) механизировано. При этом меняется ассортимент, как пишет Д.И. Шишмарёв, «ввиду моды на русские древности, фабрики занялись производством изразцовых печей, каминов, полов, потолков и других цветных украшений со строгим соблюдением древнерусского стиля... Из массы разнообразных предметов от величины туалетных вещиц, кончая статуями в человеческий рост...». Как видим, тонкостенный изысканный фарфор потеснился, уступая место старинным русским изделиям из обожжённой глазурованной глины.

И вот интересное свидетельство Шишмарёва об обучении и воспитании молодого фабричного поколения: «...рисовальщики и рисовальщицы на фабрике — большей частью ..из учеников рисовального класса, устроенных при фабриках. Школы эти двухклассные, третьего разряда. Учеников школы и подростков-рабочих ввиду облегчения будущей воинской повинности обучают строю и занимаются с ними врачебной гимнастикой. Вообще можно заметить со стороны Матвея Сидоровича все усилия к улучшению и облегчению как быта, так и труда рабочего».

И далее экономист описывает, какое множество операций и «до 18 рук» проходит глина, чтоб превратиться в красивые и нужные людям изделия.

Из-за такой сложности многие известные художники отклоняли приглашение М.С. Кузнецова украшать панно, декоративные блюда. Лишь Михаил Врубель уступил, создав блюдо «Садко».

Механизация резко увеличивает выход продукции и умножает капитал. Всё идёт, как мечталось в юности, как задумано. Но человек предполагает, а Бог располагает... Умирают один за другим два сына. Не выдерживая такого горя, уходит вслед за ними жена Надежда Вуколовна. Но надо, заглушая боль в сердце, жить и работать дальше.

...В 1905 году, когда повсюду вспыхивают забастовки и стачки, на Тверской фабрике молодой живописец Порфирий Конаков склоняет рабочих к стачке, но его увольняют. Вскоре он объявляется на Рижском заводе Кузнецовых, устраивает здесь забастовку. Бунтовщиков арестовывают, но по просьбе хозяев выпускают с предупреждением, что в другой раз ходатайствовать за них не будут. И 1906 году Конаков оказался среди руководителей восстания матросов в Кронштадтской крепости. После подавления восстания в ночь с 6 на 7 августа 1906 года «предан смертной казни через расстреляние». Труп брошен в море. (В 1930 году по просьбе рабочих п. Кузнецово переименован в Конаково, а Тверская фабрика Кузнецова стала носить имя Конаковской.)

Созданный после бурных бунтарских лет на дулёвском заводе хор из рабочих и служащих начинал концерт (за неимением клуба — вокруг затихшего на воскресенье горна), как положено, с гимна «Боже, царя храни...», потом исполнял русские и малороссийские народные песни, и диссонансом среди них звучала тревожная «Не плачьте над трупами павших бойцов...»

Но на Тверской фабрике в с. Кузнецово хозяин (а точнее — инженер Н.А. Потураев) строит не просто клуб, а новомодный электротеатр «Синематограф» — красивое трехэтажное здание с четырьмя колоннами, напоминающее средневековый замок. На первом этаже идут сеансы чуда того времени — немого кино, выступают гимнастки и артисты. В фойе под духовой оркестр устраиваются танцы. На втором этаже-библиотека, перед входом в которую стояло чучело медведя, и читатели-дети любили пожимать его мохнатую лапу.

Напротив электротеатра был разбит ботанический сад с редкими растениями, где проходили уроки ботаники пятиклассной фабричной школы, народного училища. Здесь создан был особый класс живописи и скульптуры для одарённых детей. Но самое важное для развития посёлка — строительство здесь ещё в 1900 году электростанции. На силе тока работали машины, освещались цеха огромной фабрики, а позже-многоквартирный дома рабочих и служащих, коих насчитывалось 2 тысячи. А изготавливали они продукции на 7 млн руб. «Фирма выпускает очень хороший фабрикат,— писал один из крупных керамистов П.К. Вакулин, — по качеству не уступающий немецкому, и в художественной части может удовлетворить самый изысканный вкус».

Матвей Сидорович построил здесь, в Кузнецово, и старообрядческую церковь с уникальным позолоченным иконостасом.

В 1910 году Матвей Сидорович снарядил и отправил экспедицию в Монголию — для изучения вкусов дальних соседей, снабдив её образцами своей продукции с восточным орнаментом. Заказал своим мастерам изготовить к 100-летию Бородинской битвы сервиз с сюжетами памятной баталии. Успел просмотреть первые эскизы. Но увидеть их воплощенными ему бьио не суждено — в 1911 году он скончался. Было ему всего 65 лет. Похоронен был на Рогожском кладбище.


...После Октября явившемуся на Дулёвский завод его сыну, Сергею Матвеевичу, рабочие заявили, что в хозяевах больше не нуждаются.

Партийный комитет предложил покинуть Дулёво в течение двух часов. Кучер Куприян запряг лошадей и отвез бывшего хозяина до станции Дрезна к поезду на Москву.

Многочисленное потомство Матвея Сидоровича перебралось в Ригу, столицу Латвии, получившую независимость от большевистского правительства. В 1940 году, когда Латвия вернулась в состав России — уже Советской, один из хозяев Рижской фарфоровой фабрики, Георгий Матвеевич Кузнецов, «за нелояльность» был выслан в Сибирь. Остальные Кузнецовы после освобождения Латвии от фашистской оккупации уехали на Запад.

Кузнецовские заводы продолжали работать все годы советской власти, наращивая мощности, совершенствуя продукцию, завоёвывая по-прежнему золотые медали на международных выставках.

Развал Советского Союза и кризис 1990-х годов пагубно сказался на фарфоровых производствах. Большинство из них обанкротились и закрылись. В отдельных местах сохранились промыслы кустарей-одиночек, изготавливающих фаянс и майолику.

Дулёвский завод сумел преодолеть кризис - во многом стараниями директора Натальи Николаевны Захаровой, сохранившей завод от захвата прихватизаторами. Но по состоянию на 2020 год продукция выжившего Дулёвского завода заметно уступает по качеству былому белому кузнецовскому фарфору - в производстве используется импортное сырьё и труд мигрантов. Художественные изделия повторяют советские скульптуры, но за счёт использования повторных форм теряют чёткость силуэтов. Однако, обнадёживает уже то, что отечественный фарфор ещё жив, что печи ещё горят, а в магазинах представлены весёлые дулёвские сервизы, милые сердцу русского человека.


Жукова Л.Н., Жукова О.Г.
Из книги «Русское купечество. Гении дела и творцы истории». М., Вече, 2014




    • Главная   • Кузнецовский фарфор   • Двадцатый век. Взлёты и падения фарфорового дела  

Кузнецовский фарфор Дулёвский фарфор
Захаровы

История Культура Наука и техника Общество Путешествия

  История Культура и искусство Наука и техника Общество  
  Русская игрушка Иордания. Шобак Старая икона 
  Путешествия Европа Азия Америка Африка Австралия  
 
© Geliopolis.ru, 2005-2022. Фонд «Город Солнца»
История, культура, наука, общество. Коллекции, документы, артефакты.
Путешествия, исследования, эксперименты, открытия.

О проекте
Контакты
Карта сайта