Город солнца  
  История Культура и искусство                    Кузнецовы Захаровы  
  Наука и техника Общество Путешествия  

Яков Кузнецов и сыновья. Основание завода в Дулёво

Кузнецов Яков происходил из слоя грамотных старообрядцев, состоял членом московской общины при Рогожском кладбище в Москве.

Старообрядцы — особая стать, сохранившийся тип древнего русского человека, без страха идущего и на смертный бой, и на самосожжение за «древнюю веру» пращуров, приобретшего за годы замкнутого бытия братские узы друт с другом и жёсткость к остальным соотичам, безропотно покорившимся никонианству.

Известный философ Г.П. Федотов, размышляя о влиянии цивилизации на разные слои российского общества, заключает, что «крепче, строже других оставались старообрядческие слои купечества, закалённые в гонениях, в борьбе за веру, поставленные (самой жизнью) на место былого боярства... во главе подпольной Руси».

«На место боярства»... «во главе подпольной». Это замечание заставляет по-иному взглянуть на становление династии Кузнецовых, замечая не только их упрямое стремление подняться из низов великим трудолюбием и предприимчивостью, но и примечая на их пути постоянное дружеское участие со стороны единоверцев.

Часто цитируемые предания старожилов Гжели гласят, что Яков Кузнецов с сыновьями Терентием и Анисимом открыл при кузне постоялый двор для проезжающих, и пока один из сыновей помогал отцу лошадь подковать или обод сменить, другой вместе с домочадцами поил-кормил гостей. А в лавке, открытой Яковом, продавались серпы, косы, лемеха, бороны. Кому купить не по карману, в аренду кузнец на лето даёт.

Для устройства фарфорового или другого «горячего» производства что нужно? Дешёвое топливо — лес, а он — рядом. Умелые рабочие руки, а их во Гжели сколько хочешь. И близкие рынки сбыта, — а это соседние подмосковные ярмарки и сама Первопрестольная.

За два года до нашествия наполеоновской армии Яков построил завод. Работая наравне со строителями и кузню при этом не бросая, занедужил, умер в год изгнания наполеоновских армий. Но уже обжигали фаянсово-фарфоровую посуду и майоликовые затейливые вещицы 12 мастеров-гончаров.

Терентий и Анисим в память об отце фамилию взяли — Кузнецовы. Ещё 20 лет вели дело сообща, пока не разделились в 1832 году. Анисиму досталась Гжель (позже его наследники передали Гжель Терентиевичам, а сами перебрались по просьбе единоверцев в Новгородскую губернию, открыв там три фарфорово-фаянсовых завода).

Вид села Дулёво
Вид села Дулёво

Терентий купил в 1832 году пустошь Дулёво в соседнем Покровском уезде Владимирской губернии (ныне — Орехово-Зуевский район Московской области) и построил там, в глуши, среди болот и лесов, крупное производство, догадавшись провести разделение и труда, и продукции. Одни рабочие занимались только приготовлением керамической массы, другие формовкой изделий-«бисквитов», третьи обжигом, четвёртые — росписью, пятые — сортировкой, отбраковывая после каждой операции неудавшиеся изделия. Многодетным мамам из соседних сёл возили «бельё» для росписи в корзинах, укутав соломой, чтоб не разбилась.

Изделия делились на три вида. Для состоятельных господ — дорогая посуда, с «золотым нутром» или «полунутром» чашек. Для простонародья — дешевая посуда с золотой каймой и обводкой вокруг ярких «розанов» или с «бусами»-горошинами по краям столовых тарелок. Для трактиров — тарелки потолще, попрочнее, а чашки — покрупнее, до полулитра. Чайники и вовсе богатыри, на дватри литра. Попробуй, распиши на их боках «розаны» тонкими кисточками. Вот какая-то девица-красавица по имени Агаша, то ли утомившись, то ли не имея кисточек, а только вывела крупный сочный «розан» пальчиком... Повезли её посуду на ярмарку — влёт ушла такая радостная красота!

Искусствоведы отмечают, что в кузнецовском фарфоре 50 — 60-х годов XIX века «ослепительная белизна фарфора сочеталась с великолепной позолотой и равномерным блеском глазури. Но для успешного сбыта посуды требовалась иная роспись — более яркая и броская. Потому акцент был сделан на народное творчество, традиции, в результате чего родился неповторимый стиль «агашки», души дулевского фарфора».

Гжельскую фабрику в 1860-х годах Терентий Кузнецов вовсе закрыл, направив все силы и средства на подъём Дулёвского завода. Он шагу не делал, не изучив спрос на ярмарках. Засылал приказчиков разведать, какая продукция и какого завода больше нравится и главное — за что? Приказчики принесли весть, что нарасхват уходит посуда фарфорово-фаянсовой фабрики А.Т. Сафонова, работающей в с. Коротково Богородского уезда. Знают, де, живописцы какой-то особый секрет приготовления красок — очень сочных розовых, синих, жёлтых, малиновых. Дорогую посуду отделывают золотом, а гравируют агатом - полудрагоценным камнем.

Терентий Яковлевич попытался переманить мастериц, однако те отказались уехать из родных домов. Договорился с хозяином взять фабрику в аренду, мечтая выкупить. Преждевременная смерть Терентия помешала этим планам, но его сын Сидор возглавил дело и положил начало фарфоровой империи Кузнецовых.


Жукова Л.Н., Жукова О.Г.
Из книги «Русское купечество. Гении дела и творцы истории». М., Вече, 2014




Следующая страница: Сидор Кузнецов. Расширение фарфорового дела

    • Главная   • Кузнецовский фарфор   • Яков Кузнецов и сыновья. Основание завода в Дулёво  

Кузнецовский фарфор Дулёвский фарфор
Захаровы

История Культура Наука и техника Общество Путешествия

  История Культура и искусство Наука и техника Общество  
  Коломенский Кремль Интервью Татьяны Латуковой Терракотовая армия 
  Путешествия Европа Азия Америка Африка Австралия  
 
© Geliopolis.ru, 2005-2022. Фонд «Город Солнца»
История, культура, наука, общество. Коллекции, документы, артефакты.
Путешествия, исследования, эксперименты, открытия.

О проекте
Контакты
Карта сайта